Фамильные драгоценности Романовых


Николай Романов с семьей
Последний российский император Николай Романов хоть и отрекся от престола, но остался богатейшим человеком своего времени: «В ссылку в Тобольск ему позволили взять с собой фамильные ценности. Но, находясь там, опальный царь, видимо, предчувствуя свою трагическую судьбу, разделил привезенные сокровища на три части и отдал их верным людям. Из дома тобольского губернатора, где содержалась царская семья, эти ценности были вынесены и упрятаны в надежном месте. В трех пакетах было упаковано самое ценное: кулоны, колье, медальоны, брелоки, браслеты, шпильки, диадемы, жемчужное ожерелье и золотые шпаги».

Позднее чекисты выведали, где частично спрятаны драгоценности Романовых и в разное время изъяли два пакета. Их содержимое – 197 предметов на общую сумму три миллиона рублей – впоследствии были потрачены на закупку продовольствия для России. Понятно, что оценка производилась приблизительная, без сносок на художественную ценность. А ведь в числе изъятых вещей как раз такие и фигурируют. Например, бриллиантовая брошь в 100 карат и полумесяц в 70 карат, подаренный турецким султаном.

Но самым загадочным остается третий пакет, до сего дня не найденный. И в этом смысле Омску опять «подфартило». По некоторым сведениям, пакет, в котором находилась шкатулка с украшениями императрицы и фамильные золотые шпаги и кинжалы императора и цесаревича Алексея, начальник царской охраны Кобылинский передал жителю Омска Константину Печакосу, а тот уж привез его в Омск.

Этот эпизод также не был обойден вниманием чекистов. Они быстро вышли на полковника, но тот им ничего не сказал и был расстрелян в 1927 году. Константин Печакос также отказался указать местонахождение царских драгоценностей, за что его и его жену продолжительное время истязали в застенках чрезвычайки. На допросах он не проронил ни слова. Хотя и не отрицал, что действительно спрятал шкатулку, но поскольку дал честное слово полковнику, а значит, и государю, то не вправе его нарушить.

Дом Печакосов несколько раз обыскивали от подвала до чердака. Следователи крушили стены и фундамент особняка, но ничего так и не нашли. Между тем жена Константина Печакоса, не выдержав пыток, покончила с собой в камере. Того, кто знал, где находятся драгоценности Романовых, продержали в камере-одиночке до самой его смерти.

Журналиста, попытавшегося выйти на родственников замученного офицера, ждало разочарование. Выяснилось, что брат Константина Александр Печакос давно умер в Польше, а его сын, возможно, знавший о кладе, затерялся где-то в Южной Америке…

Последнее обстоятельство, похоже, ничуть не смущает самих кладоискателей, которые уверены, что надеяться в таком ответственном деле, как поиск сокровищ, можно только на себя. В качестве примера приводят Шлимана, который долгое время собирал легенды и мифы о Трое, а потом преспокойно раскопал ее вместе с сокровищами. Другое дело, что Омску такая слава не грозит. Даже если и найдут (или уже нашли) драгоценности Романовых, то краеведы с печалью констатируют: делиться с государством никто не захочет. Время не то, да и люди изменились не в лучшую сторону.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий