Золото японской подводной лодки «I-52»


Обстоятельства гибели японской подводной лодки «I-52» долгие годы были засекречены. Она везла золото в нацистскую Германию и затонула в Атлантическом океане вместе с экипажем и грузом. Гитлеровская Германия поставляла в Японию военную технику и приборы: радарные установки, торпеды, бомбардировочные прицелы. Взамен за эти поставки немцы получали от дальневосточного союзника стратегическое сырье: вольфрам, олово, каучук для военной промышленности, а также опиум для фармацевтических предприятий. Эти грузы шли через Советский Союз по транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью более 9 тысяч километров. Когда Германия напала на СССР, для японско-немецкого товарообмена остался только длинный морской путь - 22 тысячи километров.


Немцы маскировали свои морские караваны под чужие, принадлежащие нейтральным государствам. Но маскировка не помогала, и к началу 1944 года Германия потеряла половину транспортных судов. Чтобы поступление необходимых грузов не прекратилось окончательно, Япония и Германия использовали подводный флот.

Часть первая

Военное судостроение Страны восходящего солнца специализировалось на строительстве больших подводных лодок. Японские субмарины были на 30 метров длиннее немецких. «Гиганты» преодолевали 34 тысячи километров без дозаправки топливом и были вполне пригодны для транспортировки грузов. В марте 1944 года подводная лодка «I-52» тайно покинула Японию. После остановки в Сингапуре она пересекла Индийский океан, обогнула мыс Доброй Надежды и продолжила плавание по Атлантическому океану. На борту подлодки находились почти 300 тонн груза (в том числе 2,8 тонны опиума, 54 тонны каучука и 2 тонны золота), полный боекомплект, 95 человек личного состава и 14 инженеров, которым предстояло в Германии ознакомиться с новейшими технологиями производства вооружения. Во французском порту Лорьен дожидалась немецкая субмарина со «встречным» военным грузом на борту. Немцы приготовили для своих союзников радарные установки, вакуумные приборы, шарикоподшипники и, возможно, окись урана для ядерных исследований. 

Американцы знали об этой секретной операции абсолютно все, до мельчайших подробностей. Посол Японии в Берлине Осима Хироои доверенным лицом Гитлера и был посвящен в планы фюрера. Сотрудники японского посольства передавали информацию по радио в министерство иностранных дел в Токио. Спецслужбы союзников сумели расшифровать коды противника, и главное командование в Вашингтоне заранее знало о тайной встрече в Атлантическом океане японской и немецкой подлодок. 

Место встречи было назначено далеко от берега, чтобы туда не могли долететь самолеты противника. Но у американцев был в запасе так называемый «baby flat-top» - транспортное судно со взлетно-посадочной полосой на палубе. Благодаря мини-авианосцу американская морская авиация могла совершать налеты на корабли противника далеко в открытом море. 

Ночью 23 июня 1944 года немецкая субмарина всплыла в условленном месте. Вскоре появилась японская лодка. Трое немецких моряков доплыли в шлюпке до «I-52», передали японцам радар и вернулись назад. После этого немецкая подлодка сразу же начала погружение. До сих пор неизвестно, почему японцы не последовали примеру немецких коллег - огромная туша японской субмарины безмятежно возвышалась над мелкой рябью спокойного океана. Это была роковая ошибка. Американский «babyflat-top» прибыл в этот район Атлантики на два дня раньше и поджидал свою жертву. Над местом встречи подлодок патрулировали 4 самолета, которые с помощью радаров засекли «I-52» и сбросили осветительные ракеты на парашютах и буй с гидролокатором. 

Японцы пытались уйти от преследования, но плавучий сонар регистрировал шум от гребных винтов подлодки и передавал радиосигналы на самолет. Пилот, ориентируясь на эти сигналы, выпустил торпеду точно в цель. Новая техника не подвела американцев. На следующий день нефтяное пятно на поверхности обозначило место субмарины. Американские моряки выловили из воды более 1350 килограммов каучука.

Часть вторая

"Южморгеология"

В 1995 году бывший научно-исследовательский флот СССР пребывал в плачевном состоянии. Особенно тоскливо было судам, приписанным к портам Черного моря – наука здесь никому не была нужна, наука впала в полное безденежье. А хуже всех и досаднее всего было экипажу научно-исследовательского судна «Южморгеология», на борту которого совсем недавно было установлено уникальное, не имеющее аналогов оборудование для исследования дна мирового океана и поиска полезных ископаемых.


Но однажды, в конце марта, это судно исчезло. Тихо отошло от пустынной причальной стенки Геленджика и растаяло в серой морской дымке. Через некоторое время позорно ржавая «Южморгеология» обнаружилась уже на другом конце света, отдав якоря в акватории порта Бриджтауна на острове Барбадос.

Пол Тидвел
На борт российского судна поднялась команда из 16 американцев, возглавляемая невысоким крепышом. Неспециалистам имя крепыша ничего не говорило, но для сведущих он был личностью легендарной. Звали его Пол Тидвел, по профессии он был авантюристом и искателем подводных кладов.

Зная в своем деле все до тонкостей и имея обширные связи, он сумел сделать то, что во времена СССР сделать было немыслимо – арендовал самое оснащенное в мире российское судно для поиска затонувшей I-52. Кому и сколько он заплатил – навсегда останется коммерческой тайной, но хорошо известно, что экипаж судна сдался в аренду американцам с радостью...

Прежде всего Тидвел и его команда проверили поисковые возможности аппаратуры «Южморгеологии», проведя тестовые сканирования дна на специально подготовленном для этих целей полигоне. Результат оказался потрясающим – русская аппаратура обнаруживала на дне что угодно и видела все до мелочей. Поэтому капитану был тут же дан приказ следовать в Атлантику курсом на юго-восток. Так началась операция, которой дали название «Восходящее солнце».

Задачу экспедиции знали только американцы да члены экипажа, координаты района поиска держались в секрете от всех, знали их лишь Пол Тидвел и капитан. Поэтому представьте их удивление, когда на подходе к островам Зеленого Мыса они увидели еще одно российское исследовательское судно – «Мстислав Келдыш», которое, как оказалось, наняли англичане и с той же целью – найти I-52. И спешило оно в тот же самый район.

"Мстислав Келдыш"
Поняв, что его секреты уже таковыми не являются и что его опережают, Тидвел предложил англичанам объединить усилия и вести поиск параллельно. Но гордые британцы холодно поблагодарили и резво ушли вперед (забегая вперед, скажем, что вернулись они ни с чем).

А «Южморгеология» разбросала по акватории поиска навигационные буи (для точной спутниковой привязки) и начала методично, метр за метром сканировать морское дно. За судном на тросе тащился гидролокатор бокового обзора, передавая в бортовой вычислительный центр результат обзора. День проходил за днем, и в штиль, и в шторм судно медленно ползало по океану со скоростью одного узла. Результата не было. Приборы исправно вычерчивали рельеф дна, на котором не было ни одного металлического предмета. Так прошло три недели.

Американцы народ упорный. Тидвел объяснял отрицательный результат тем, что во время войны навигация была весьма неточна, тем более в авиации, а потому счисление координат на самолете Тейлора было грубым. Кроме того, в день атаки был сильный ветер, и летающий длинными галсами самолет постоянно сносило, да и атака состоялась только после нескольких часов полета… Но никаких документов при этом не показывал, а лишь вычерченную им самим карту. И не даром.

В отличие от гордых англичан, залезших в те же самые американские архивные документы, Пол Тидвел имел на руках неизвестно какими путями добытые документы немецкого вермахта, с координатами места атаки подлодки V-530 лейтенантом Тейлором. Поэтому, проверив американские координаты места атаки, и убедившись, что они неверны, он в конце третьей недели выложил на стол еще одну карту и дал указание проверить немецкую версию. «Южморгеология» пришла в обозначенный на карте район, снова разбросала буи и спустила за борт гидролокатор.

И почти сразу на экране монитора зажглась яркая четкая линия, а самописец вычертил размытый, но легко узнаваемый сигарообразный силуэт. Над пустынным ночным океаном разнеслось русское «у-р-ра!» и американское «ва-а-ау!». Судно застопорило ход, на мониторе застыли цифры «02.03.03. 5.05.1995. 5200».
За борт была тут же спущена управляемая видеокамера и шесть видеомагнитофонов стали записывать передаваемые с глубины 5 200 м картинки. Подлодка была видна как на ладони. Был хорошо различим поврежденный взрывом гигантский корпус, по каменистому дну были разбросаны куски обшивки, трубы, вентили и даже личные вещи экипажа – очки, бумажник, лоскуты одежды, погон. Погон был японским...

11 мая «Южморгеология» доставила американцев назад в Бриджтаун. Обнаружение I-52 и поднятые со дна находки вызвали журналистский бум. Были десятки интервью, был снят фильм, на Международной конференции кладоискателей в Лондоне Пола Тидвела признали «самым результативным искателем подводных сокровищ». И это, несмотря на то, что золота, которое везла I-52, никто в глаза так и не увидел…

Россияне же, честно отработав свои деньги, без шума и помпы вернулись в свой тихий Геленджик. По поводу их славного шестимесячного похода была лишь одна статья в газете «Известия», да два года спустя в Краснодарском издательстве вышла небольшая брошюра «Тайны японской субмарины».
 

2 комментария:

Анонимный комментирует...

НАСТОЙЧИВОСТЬ АМЕРИКАНЦЕВ ПОХВАЛЬНА А наши просто ленивые валенки

Анонимный комментирует...

На дне реки Волга так-же много сокровищ, но России они не нужны.

Отправить комментарий