Подделка древностей стала хорошим бизнесом


Колизей
Чем клад древнее, тем большую историческую ценность он имеет. Это обстоятельство породило целые кланы мошенников, занимающихся изготовлением и продажей «старинных» кладов и произведений искусства. Особенно грешат этим итальянские мастера подделки: они издавна дурачат голову богатым иностранным туристам, готовым увели из Италии все, что угодно, вплоть до Колизея.

Вот что писал об этом распространенном бизнесе полтора столетия назад журнал «Московский вестник»: «В Риме есть особые мастерские, в которых рабочие ничего другого не делают, как только отбитые, изломанные руки, головы богов, ноги сатиров, туловища, у которых никогда не было членов. Придумали особенную жидкость, которая придает мрамору вид древности. В разных местах, вблизи развалин, пастухи пасут коз и рассказывают иностранцам о своих находках.

Англичане более всех других бывают жертвами подобных плутней: они платят деньги пастухам, чтобы они рыли землю, и те охотно за это берутся, зная, где надобно копать. Сперва они притворяются, будто не могут ничего найти, и, походив подольше, нападают наконец на известную вещь — и иностранцы платят. Англия набита подобными «древностями».

Любители нумизматики тоже не уезжают с пустыми руками: в Риме ежедневно чеканят без всякого зазрения совести монеты с изображениями Цезаря, Адриана, Тита, всех Антониев и прочих, потом их обделывают, обрезают и заставляют постареть».

В 1920-е годы Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел статуэтки этрусских воинов, возраст которых определялся специалистами в 2300 лет. Но и они спустя 30 лет были признаны подделками, после того как итальянец Альфред Фиорованти признался, что вместе с братьями Рикарди держал целую мастерскую по изготовлению «этрусских древностей». Для создания фигурок воинов использовались рисунки на античной вазе и фотографии... этрусского саркофага из Британского музея. Желая на старости лет покаяться, Фиорованти предъявил сотрудникам Музея Метрополитен палец из обожженной глины, которого как раз не хватало на руке одного воина.

"Античный мастер" Альчео Доссена

Альчео Доссена
Мастерская Альчео Доссены находилась на окраине Рима и вызывала праздное любопытство соседей, заметивших, что никто из посетителей никогда не заходил в помещение за металлической дверью. Куски мрамора, глиняные отвалы, глиняные и алебастровые формы, множество зарисовок рук, ног, складок одежд, бесчисленные маски делали это место похожим и на театральное производство, и на фарфоровый завод, и на стеклянную мастерскую.

В центре бетонного пола находилась яма, заполненная темной жидкостью. Время от времени из этой ямы вытаскивали находившиеся там сутками статуи богов и богинь, атлетов и вакханок, которые мастер после тщательного изучения разбивал молотком или откалывал им руки, ноги, бедра и торсы.


Чаще всего Доссена встречался с римскими антикварами Фазоли и Палези, которых не только пропускал в мастерскую-лабораторию, но и показывал вещи, находившиеся в разных стадиях обработки. Они-то и были главными заказчиками мастера, который до встречи с ними работал простым каменотесом в городе Кремоне. Вместо надгробий, которые по чужим рисункам изготавливал молодой подмастерье, ему предложили делать копии старинных статуй за гораздо более значительную плату, чем он зарабатывал прежде. Доссену привлекало древнее искусство, он пытался копировать рельефы эпохи Возрождения. Именно его интерес к древностям и заставил Фазоли обратить внимание на Доссену.

Мадонна Доссены
Первая статуэтка, приобретенная им у самодеятельного скульптора за 200 лир, принесла прибыль в десятки раз большую, поэтому антиквар стал заказывать только копии с античных скульптур. Именно тогда торговцам пришла в голову идея оснастить мастерскую химическими препаратами и приспособлениями, позволяющими менять структуру мраморных поверхностей, придавать камню разные оттенки, что особенно убедительно смотрелось на механических сколах и сломах, производившихся здесь же, в мастерской. Доссена пытался продавать свои произведения, но безуспешно. Пришлось стать фальсификатором. Мастерское владение техникой резьбы по камню и развитая фантазия позволяли скульптору обращаться к разным стилям и создавать совершенно не похожие друг на друга вещи. Умение старить камень, изменять его структуру ввело в заблуждение многих покупателей, принеся перекупщикам-антикварам приличные доходы. Доссена подделывал этрусские памятники, статуи готических мадонн в стиле Джованни Пизано и саркофаги под Мино да Фьезоле.

Диана
Антиквары развернули бурную деятельность по изготовлению фальшивых сертификатов для оказавшихся в их руках изделий. Они предлагали подделки частным собраниям и музеям, коллекционерам и аукционным домам США. Так, в Музее Метрополитен появилась прекрасная и загадочная статуя Коры «VI века до н. э.». Музей города Сент Лу приобрел у торговцев «этрусскую Диану», а специалисты из музея Кливленда получили после долгого торга «архаическую» Афину. Абсолютно бессмысленна была работа специалиста по античному искусству Ф. Студницка, который после приобретения музеем Вены фронтонной группы, сильно поврежденной, воссоздал «древнюю композицию», отбитые осколки и части которой все еще загромождали угол мастерской Доссены.

Ангел
Подделывая произведения Верроккьо, Мино да Фьезоле, Росселино, фальсификатор пошел на одну из самых фантастических авантюр, создав скульптуру по картине Симоне Мартини. Доссена преобразил плоскостные живописные образы мадонны и ангела в деревянные статуи, которые антиквары с прибылью продали на черном рынке как похищенные из старинного частного собрания.

Пожалуй, самой выгодной для антикваров была подделка саркофага Екатерины Сабелло «работы флорентийского мастера ХV века Мино да Фьезоле». Американские покупатели выложили за него 100 000 долларов и сделали антикварам заказ на некоторые скульптуры раннего Возрождения.

Из своих немалых доходов торговцы выделяли исполнителю весьма скромные суммы. Когда в 1927 году у него умерла жена, Доссена не имел даже средств на похороны. Он бросился к своим заказчикам с просьбой о помощи, но те отказали. Тогда он, никогда не выдававший свои работы за подлинники и не составлявший фальшивых документов, решил отомстить. Он объявил журналистам о своей настоящей профессии, и газеты Италии и всей Европы подхватили сенсацию. Доссену объявили «гением фальшивок». Достоянием общественности сделались его рассказы о том, как он создавал «старинные шедевры». Многие коллекционеры и музейные эксперты стали объектами насмешек и издевательств. Ганс Кюрлих снял в мастерской Доссены фильм, в котором день за днем итальянский скульптор создавал свою последнюю архаическую статую.

В 1929 году галерея Корони в Неаполе организовала выставку Доссены, которая затем демонстрировалась в Берлине, Мюнхене, Кельне. Именно выставка работ одного автора убеждала, что настоящий мастер-ремесленник способен почувствовать и передать прекрасную простоту афинской классики, таинственность этрусской терракоты, религиозный экстаз церковной скульптуры раннего Возрождения, наконец, жесткость и накал пластики ХХ столетия. Он виртуозно подделывал черты эпохи, технику, индивидуальный стиль художника, но, к сожалению, все сотворенное было вторично.

Альчео Доссена скончался в 1936 году на шестидесятом году жизни, когда о нем уже все забыли, ведь сенсации живут недолго, а собственного имени скульптор-фальсификатор так и не создал. 

Древние серебряные монеты из Коринфа

От итальянских мастеров фальсификации не отставали их греческие коллеги. В истории фальшивомонетничества заметный след оставил некто Кристодомус. В своем криминальном мастерстве он достиг большого совершенства и ухитрился продать за огромные деньги созданные им «древние серебряные монеты из Коринфа» не кому-нибудь, а специалистам-нумизматам из Национального музея Греции.

Кристодомус был не только человеком высокообразованным, владевшим несколькими языками, но и талантливым артистом: впервые мошенник появился в этом музее небритым, одетым чуть ли не в лохмотьях, держа в грязных «крестьянских» руках потрескавшийся глиняный кувшин, вид которого не оставлял никаких сомнений в том, что он пролежал в земле не одно тысячелетие.

«Бедный крестьянин» попросил сотрудников музея ознакомиться с его находкой, а когда те пришли в восторг от древнего серебряного клада, умело довел дело до конца и сорвал солидный куш.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий